Четверг, 02 Мая 2024, 10:23
EVA2011
 Художественное выпиливание и выжигание.
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад на семинар.

Сегодня школа играет  существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовывает творческий союз детей и взрослых: педагог - ребенок - взрослый.

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересо­ванного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.. Это должно выразиться в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм обра­зования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.

Во многих регионах России семейная политика признается од­ним из приоритетных направлений социальной политики. Почти везде созданы  и действуют советы родительской общественности, общественные родительские организации,  родительские комитеты, попечительский совет.

В ряде регионов приоритетное внимание в объединении взаимодействия семьи и школы уделено вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.. В Ставропольском крае проведен конкурс здоровьесберегающих образовательных проектов.

 . Залогом успеха в реализации всех идей  является объединение усилий родительской и педагогической общественности.

  Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличност­ных связей между родителями и детьми и, как следствие, «автори­тетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъ­ективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все об­разовательные учреждения уделяют должное внимание совершен­ствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитатель­ный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и со­циума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей,  развитии их способностей, формировании цен­ностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаи­моподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой про­блемы, определяют содержание и формы педагогического просве­щения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремле­ние педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпениe и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия ей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, учитель - предметник, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагоги дополнительного образования, старшая вожатая, библиотекарь.

В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

А их успешное решение возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.

Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

  • Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
  • Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;
  • Систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);
  • Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов;

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:

1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

  Взаимодействие школы и семьи предполагает установление за­интересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в ак­тивную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развитость, целостность личности.

 

Из чего же складывается сотрудничество школы с родителями:

-   Установление   доброжелательных   отношений   с  родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире.

-  Совместно с родителями выработка  единого  взгляд на ре­бенка, основанный на доверии к его личности.

- Определение  в совместных требований  к ребенку, не ущем­ляя его прав и свободы.

- Выработка  оптимального  для ребенка режима  жизни и рабо­ты дома.

-  Постоянное  информирование  родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.

-  Выявление  причины дезадаптации ребенка к школе и совме­стно с родителями стремление  к их устранению.

-  Организация  педагогического  просвещения  родителей, стре­мление  к повышению их педагогической культуры.

- Организация , если необходимо, коррекции  семейного воспи­тания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.

- Привлечение  родителей к участию в совместной с детьми дея­тельности как в школе, так и вне ее.

- Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

-  Анализ  своих  отношений с родителями с целью повы­шения воспитательного потенциала семьи.

 Существуют основные способы общения родителей и педагогов:

1.            Организация родительских конференций, собраний, лектори­ев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, родительских университетов.

2.            Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.

3.              Использование  средств телекоммуникации  и  регулярной почты.

4.            Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.

5.              Создание родительского комитета, совета в школе.

6.            Проведение неформальных встреч родителей, детей и учите­лей (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.).

7.            Изучение школьных газет (учителя - для родителей и детей; родители - для учителей и детей; дети - для родителей и учителей).

8.             Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.

 

Активные формы взаимодействия с родителями - важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Действия, дарящие ощущение праздника, радости, веселья долго согревают и детские и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся. Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей. Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья».

Мы используем такие формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:

- Дни творчества детей и их родителей;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укре­плении материально-технической базы школы;

- родительское общественное патрулирование;

- шефская помощь;

- участие родителей в работе Совета школы.

Также проводятся совместные праздники, подготовка концертов, сорев­нований, конкурсы, туристические походы, экскур­сионные поездки.

   Широкое распространение получают семей­ные праздники и фестивали: День матери, День бабу­шек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения. Родители помогают  в оформлении, подготов­ке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют  в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это  конкурсы: «Семья-эрудит», «Спортивная семья».

 

    Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких.

Так для повышения психолого – педагогических знаний родителей проводятся:

·        Психолого – педагогический лекторий;

·        Конференции;

·        Открытые уроки и внеклассные мероприятия;

·        Индивидуальные тематические консультации;

·        Педагогические дискуссии;

·        Педагогические практикумы;

·        Ролевые игры;

·        Посещение семей;

·        Переписка с родителями.

       Через родительские собрания, родительские дни в школе, совместные творческие дела, семейные гостиные, мы вовлекаем родителей в учебно- воспитательный процесс. Они участвуют в социологических опросах, оказывают помощь в укреплении материально-технической базы. Родители помогают в оформлении  кабинетов, благо­устройстве и озеленении  школьного двора, создании  библиотеки; вы­ставки «Мир наших увлечений» и др.

Эффективность воспитательной системы образовательного уч­реждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодей­ствием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

Конечно же родители участвуют и  в управлении школой. Для этого создан Совет школы, работают классные родительские комитеты.

        Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений. Думаю, будет важно добавить такие важные условия, как равноправие и постоянное развитие этого совместного взаимодействия. И тогда наша наэлектризованная социальная цепочка с эпицентром в лице ребенка путем рациональной расстановки сил перестроится в круг, где все участники смогут реализовать свои амбиции и творческий потенциал, и наш условный «светофор» поможет нам отрегулировать движение на дороге с маршрутом «семья – школа» будет для ребенка радостной и безопасной.

Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.

 Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.

Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет учителю решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Педагог находит не только единомышленников, но и помощников.

Опыт педагогической деятельности показывает, что творческое сотрудничество с семьей активно пропагандирует положительный опыт семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности. Школа обладает многогранными возможностями влияния на семью через образовательную и воспитательную деятельность. Активное сотрудничество школы с семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени. Тем самым, происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую деятельность педагога. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.

Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет педагогу решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Учитель находит не только единомышленников, но и помощников.

Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений.

Творческое общение с семьями – то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Sanhcо (29 Августа 2012)
Просмотров: 2829 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Галерея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024