Сегодня школа играет существенную роль
в воспитании подрастающего поколения, организовывает творческий союз детей и
взрослых: педагог - ребенок -
взрослый.
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки
для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и
образовательных учреждений.. Это должно выразиться в ориентации на
государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм
образования,
в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания,
образовании по выбору.
Во многих регионах России семейная политика признается одним из приоритетных
направлений социальной политики. Почти везде созданы и действуют советы родительской общественности, общественные родительские
организации, родительские комитеты,
попечительский совет.
В ряде регионов
приоритетное внимание в объединении взаимодействия семьи и школы уделено вопросам
сохранения и укрепления здоровья детей.. В Ставропольском крае проведен конкурс здоровьесберегающих
образовательных проектов.
. Залогом успеха в реализации всех идей является объединение усилий родительской и
педагогической общественности.
Вместе с тем в условиях, когда большинство
семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического
выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей решения вопросов воспитания и личностного
развития ребенка. Родители, не владея в
достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют
воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных
межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие,
«авторитетом» становится внешнее, зачастую
негативное окружение, что приводит к
«выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами
способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных
явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное
внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными
институтами. Вследствие этого происходит
отчуждение семьи от образовательных учреждений,
педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Образовательное
учреждение было, есть и останется одним из важнейших
социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка,
родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только
в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка,
увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании
индивидуальных особенностей детей, развитии их
способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных
поступков и
проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей
каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности,
ориентиры на построение разумного образа жизни.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в
области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги
и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой
проблемы, определяют содержание
и формы педагогического просвещения. В
создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются
на стремление педагога к
сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию
своего ребенка. Учителю необходимы терпениe
и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.
В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия ей занимаются в
соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по
воспитательной работе, учитель - предметник, социальный педагог, педагог-психолог, классные
руководители, педагоги дополнительного
образования, старшая вожатая,
библиотекарь.
В их
задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает
исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
А их успешное
решение возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.
Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Для полноценного
прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим
соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися,
образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого
коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.
Задачей школы в
современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье.
Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности.
Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих
изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и
школы в процессе обучения и воспитания.
Включение семьи в деятельность воспитательной
системы школы основано на:
- Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
- Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и
друг к другу;
- Систематическом повышение
психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);
- Умении конструктивно подходить к разрешению
конфликтов;
Деятельность
педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует
следующие цели:
1.
Просветительская - научить родителей
видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
2.
Консультативная - совместный
психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в
процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3.
Коммуникативная - обогащение
семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия
ребенка и родителей.
Взаимодействие школы и семьи предполагает
установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную
помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы -
развитость, целостность личности.
Из чего же складывается
сотрудничество школы с родителями:
- Установление доброжелательных отношений
с родителями. Помните, что для
них сын или дочь - самые лучшие дети в мире.
- Совместно с родителями выработка единого взгляд на ребенка, основанный на доверии к
его личности.
- Определение в совместных требований к ребенку, не ущемляя его прав и свободы.
- Выработка оптимального для ребенка режима жизни и работы дома.
- Постоянное информирование родителей о процессе воспитания (чем живет
школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
- Выявление причины дезадаптации ребенка к школе и совместно
с родителями стремление к их устранению.
- Организация педагогического просвещения родителей, стремление к повышению их педагогической культуры.
- Организация ,
если необходимо, коррекции семейного
воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.
- Привлечение родителей к участию в совместной с детьми деятельности
как в школе, так и вне ее.
- Помощником вам
может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.
- Анализ своих
отношений с родителями с целью повышения воспитательного потенциала
семьи.
Существуют основные способы общения родителей
и педагогов:
1.
Организация
родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч,
консультаций, круглых столов, родительских университетов.
2.
Организация
работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или
получить консультацию.
3.
Использование
средств телекоммуникации и регулярной почты.
4.
Разработка
домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями
то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский
проект.
5.
Создание родительского комитета, совета в
школе.
6.
Проведение
неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники,
интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.).
7.
Изучение
школьных газет (учителя - для родителей и детей; родители - для учителей и
детей; дети - для родителей и учителей).
8.
Уважительное общение с учетом культурной,
религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.
Активные формы
взаимодействия с родителями - важное условие раскрытия творческого потенциала
семьи. Действия, дарящие ощущение праздника, радости, веселья долго согревают и
детские и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Кроме того,
происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся. Огромное
значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей.
Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников может сделать для
ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и
косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через
стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию
«семья».
Мы
используем такие формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:
- Дни творчества детей и их родителей;
- открытые уроки и внеклассные
мероприятия;
- помощь в организации и проведении
внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы;
- родительское общественное
патрулирование;
- шефская помощь;
- участие
родителей в работе Совета школы.
Также проводятся совместные
праздники, подготовка концертов, соревнований, конкурсы,
туристические походы, экскурсионные поездки.
Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День бабушек
и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения. Родители помогают в
оформлении, подготовке поощрительных призов,
оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях, создавая собственные или
смешанные команды. Это конкурсы: «Семья-эрудит», «Спортивная семья».
Использование
нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям
увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких.
Так для повышения
психолого – педагогических знаний родителей проводятся:
·
Психолого –
педагогический лекторий;
·
Конференции;
·
Открытые уроки и
внеклассные мероприятия;
·
Индивидуальные
тематические консультации;
·
Педагогические
дискуссии;
·
Педагогические
практикумы;
·
Ролевые игры;
·
Посещение семей;
·
Переписка с
родителями.
Через родительские собрания, родительские
дни в школе, совместные творческие дела, семейные гостиные, мы вовлекаем
родителей в учебно- воспитательный процесс. Они участвуют в социологических
опросах, оказывают помощь в укреплении материально-технической базы. Родители помогают в оформлении кабинетов, благоустройстве и озеленении школьного
двора, создании библиотеки; выставки «Мир наших увлечений» и др.
Эффективность
воспитательной системы образовательного учреждения
характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей,
утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.
Конечно
же родители участвуют и в управлении
школой. Для этого создан Совет школы, работают классные родительские комитеты.
Доброжелательная атмосфера в классе и
родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя,
который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений. Думаю,
будет важно добавить такие важные условия, как равноправие и постоянное
развитие этого совместного взаимодействия. И тогда наша наэлектризованная
социальная цепочка с эпицентром в лице ребенка путем рациональной расстановки
сил перестроится в круг, где все участники смогут реализовать свои амбиции и
творческий потенциал, и наш условный «светофор» поможет нам отрегулировать
движение на дороге с маршрутом «семья – школа» будет для ребенка радостной и
безопасной.
Демокрит
утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы».
Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка,
становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.
Тщательно подготовленное, содержательное,
нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить
переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный
потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет
школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.
Непринужденная
праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться
эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих
проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный
опыт общения позволяет учителю решать проблемы спокойно, доброжелательно, с
доверием. Педагог находит не только единомышленников, но и помощников.
Опыт
педагогической деятельности показывает, что творческое сотрудничество с семьей
активно пропагандирует положительный опыт семейного общения, привлекает семью к
осознанному и активному участию в образовании ребенка, создает оптимальные
условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и
саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности.
Школа обладает многогранными возможностями влияния на семью через
образовательную и воспитательную деятельность. Активное сотрудничество школы с
семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени.
Тем самым, происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в
стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу
привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую деятельность
педагога. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и
актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и
мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему
ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить
воспитательные усилия родителей.
Непринужденная
праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться
эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих
проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный
опыт общения позволяет педагогу решать проблемы спокойно, доброжелательно, с
доверием. Учитель находит не только единомышленников, но и помощников.
Доброжелательная
атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой
работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих
достижений.
Творческое общение
с семьями – то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие
личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.
|